Коми республиканский институт развития образования выступил одним из организаторов республиканского форума, посвященного Дню сельской школы

29.08.2019 Впервые мероприятия, посвященные сельской школе, состоялись за год до учреждения даты — 28 августа 2017 года. Тогда в корткеросском селе Сторожевск прошло педагогическое совещание, на котором обсуждались проблемы отрасли. Официально торжественное празднование Дня сельской школы состоялось 28 августа 2018 года на базе школы в сыктывдинском селе Зеленец. 

Событие объединило около 400 специалистов отрасли образования из всех городов и районов Коми. 

В церемонии открытия принял участие и глава республики. Сергей Гапликов приветствовал участников республиканского форума сельских школ и поздравил с Днём сельской школы, который учреждён Указом Главы Республики Коми в 2018 году и отмечается ежегодно 28 августа.  

На форуме также принимали участие: Савастьянова Ольга Викторовна, председатель Комитета по контролю и Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Марков Валерий Петрович, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Дорофеева Надежда Борисовна, председатель Государственного Совета Республики Коми; Артеев Сергей Вячеславович, председатель Комитета Государственного Совета Республики Коми по социальной политике; Саладина Татьяна Алексеевна, депутат Государственного Совета Республики Коми; Якимова Наталья Владимировна, министр образования, науки и молодежной политики Республики Коми.  

Как отметила министр образования, науки и молодежной политики Коми Наталья Якимова, на форуме будут обсуждены такие вопросы, как трудности в сельских учебных заведениях - в школах, детских садах, организациях дополнительного образования; какая помощь им требуется, какие задачи перед ними ставит государство и общество, в том числе родители. У нас будут работать тематические площадки, мы хотим не только обозначить какие-то проблемы и пути их решения, но и чтобы учителя, директора сельских учреждений смогли пообщаться друг с другом - у них есть прекрасный опыт, хорошие, достойные результаты. 

 На профессиональных площадках форума сотрудники КРИРО выступили в качестве модераторов:
 - Китайгородская Галина Владимировна, ректор – модератор площадки «Региональные проекты «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого»;
 - Габова Марина Анатольевна, проректор по образовательной деятельности – модератор площадки «Региональный проект «Цифровая образовательная среда»;
 - Поликарпова Татьяна Дмитриевна, заведующий кафедрой общего образования – модератор секции «Вопросы качества образования» на площадке «Региональный проект «Современная школа»;  
- Кальницкая Татьяна Сергеевна, заведующий центром развития общего образования, социализации и воспитания личности – модератор секции «Достижение планируемых результатов основной образовательной программы во внеурочной деятельности» на площадке «Региональный проект «Современная школа»;
 - Попова Ванда Цветановна, методист центра развития общего образования, социализации и воспитания личности – участник секции «Достижение планируемых результатов основной образовательной программы во внеурочной деятельности» на площадке «Региональный проект «Современная школа»;  
- Гусева Людмила Леонидовна, руководитель центра сопровождения олимпиадного движения – модератор площадки «Региональный проект «Успех каждого ребенка». Выявление и сопровождение одаренных детей в рамках проекта «Опорные школы»;
 - Коданева Антонина Андриановна, старший методист Консультационного центра, и Савенко Наталья Александровна, заведующий центром сопровождения специального и инклюзивного образования – модераторами площадки «Региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей». 

 На республиканском форуме состоялись тематические площадки по реализации нацпроекта «Образование».  
Участники площадки «Региональный проект «Цифровая образовательная среда» обсудили концептуальные подходы к формированию современной цифровой образовательной среды и поделились опытом использования ее возможностей в организации образовательного процесса в образовательной организации, управлении школой, реализации системы методической работы на муниципальном уровне. Особое внимание уделили необходимости и возможности использования дистанционных образовательных технологий, в том числе портала «Единая система дистанционного обучения Республики Коми». Первоочередная задача регионального проекта «Цифровая образовательная среда» - это внедрение целевой модели цифровой образовательной среды во всех образовательных организациях республики. 

На площадке «Региональный проект «Современная школа» были представлены 3 секции.
 Участники секции «Достижение планируемых результатов основной образовательной программы во внеурочной деятельности» обсуждали актуальные вопросы воспитания в современной школе, в том числе гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания, организационные аспекты и роль классного руководителя в современной сельской школе. Представлен опыт использования различных воспитательных технологий и методов воспитания. Особое внимание уделено вопросам оценки планируемых результатов. Основная задача – разработка на основе примерной программы воспитания, созданной на федеральном уровне, воспитательных программ в каждой школе с учетом региональной специфики, направленности на воспитание патриотизма, любви к малой родине. 

Участники секции «Вопросы качества образования» обсуждали подходы к реализации республиканской системы оценки качества образования в различных аспектах: повышение квалификации учителей через адресные программы, проектирование образовательной деятельности на основе результатов оценочных процедур, достижение метапредметных результатов. Первоочередные задачи: обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен. Введение комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся и качества образования с использованием современных измерителей для комплексной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов. Целенаправленное повышение квалификации учителей через систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, в которых требуется кардинальное обновление содержания и методов обучения, направленное на повышение качества и эффективности работы учителей.  


На секции «Актуальные вопросы преподавания учебных предметов» затрагивались вопросы подготовки обучающихся к итоговым оценочным процедурам (ОГЭ, ЕГЭ) по учебным предметам. Особое внимание уделено выстраиванию образовательной деятельности с учетом результатов оценочных процедур, разработке корректирующих действий. 

Участники площадки «Региональные проекты «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого» обсуждали механизмы профессионального развития педагога сельской школы, в качестве основных рассматривалось наставничество и конкурсное движение. На общественное обсуждение вынесены изменения в номенклатуре должностей педагогических работников - введение должностей «старший учитель» и «ведущий учитель». Повышение квалификации в современных условиях должно быть непрерывным, основанным на единых принципах организации и планирования во всех субъектах Российской Федерации. Необходимо задействовать возможности горизонтального обучения внутри профессиональных сообществ на основе использования цифровых технологий. Новый смысл приобретает участие в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования педагогических работников, в том числе в форме стажировок. При этом система повышения квалификации должна выстраиваться с учетом выявленных профессиональных дефицитов и с учетом осознанных профессиональных потребностей. Сегодня стоит задача подготовки педагогов-наставников. Прежде всего в их число должны войти победители и призеры профессиональных конкурсов. Особенную важность приобретает наставничество в работе с педагогами с дефицитами психолого-педагогических и коммуникативных компетенций и в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями. Это направление деятельности будет входить в должностные обязанности ведущего учителя.

 Участники площадки «Региональный проект «Успех каждого ребенка». Выявление и сопровождение одаренных детей в рамках проекта «Опорные школы» обсудили возможности и перспективы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми, представили опыт работы с одаренными детьми в сельских образовательных организациях, в том числе в опорной школе. Особое внимание уделено участию обучающихся во всероссийской олимпиаде школьников и вопросам эффективной подготовки к проведению муниципального этапа олимпиады. В качестве основных задач выступают проведение региональных профильных смен для одаренных детей и проведение мероприятий по выявлению выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи.  

Участникам площадки «Региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей» представлена функционирующая модель Республиканского консультационного центра по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Основная задача – вовлечение родителей и граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в систему психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. 

Якимова Наталья Владимировна, министр образования, науки и молодежной политики Республики Коми раскрыла вопросы развития системы образования на селе в условиях реализации национального проекта "Образование"». 

 На площадке «Система мотивации и стимулирования педагогов и школьников в сфере приоритетных проектов Российского движения школьников» более 50 педагогов и кураторов РДШ узнали о новых, приоритетных проектах движения и поделились успешным опытом работы первичных организаций. 

 В рамках форума состоялась первая выездная консультация специалистов Консультационного центра. Было проконсультировано около 20 родителей. Также состоялась презентация Республиканского консультационного центра по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей представителям сельских школ.

 Также на форуме подвели итоги республиканских конкурсов «Лучшая сельская школа Республики Коми» и «Топ лучших сельских школ». 
В первом конкурсе победила Выльгортская средняя общеобразовательная школа №1 Сыктывдинского района, а в тройке победителей второго конкурса – Ёдвинская СОШ Удорского района, СОШ имени Р.Г. Карманова села Усть-Нем Усть-Куломского района, а также Пажгинская СОШ Сыктывдинского района.

Организаторами форума выступили Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Администрация муниципального района «Усть-Куломский» и Коми республиканский институт развития образования.