Музей учительства Республики Коми

Главная цель Музея учительства Республики Коми – формирование личного эмоционального отношения к педагогической профессии, позиционирование высокого авторитета педагога, осознание важности учительства как социокультурного феномена современного общества. Музей учительства обеспечивает исследование истории учительства в Коми крае в его преемственности, модернизации и сохранении профессиональных традиций. Музей является площадкой для проведения научных конференций, трансляции педагогических практик передовых учителей.

Комплектование, систематизация и организация пространства Музея учительства Республики Коми реализовано с учёт следующих принципов: научности, предметности, доступности и открытости музейных экспозиций.

Принцип научности выражается в научном освещении вопросов истории учительства Республики Коми и их отражении в текстах для экспозиций музея и музейного этикитажа. В ходе подготовки экспозиций музея изучались научные труды ученых-историков Республики Коми, занимающихся проблемой истории народного образования в Коми крае: О. Е. Бондаренко, П.В. Габов, И.Л. Жеребцов, О.В. Золотарев и др.

Проектирование Музея учительства Республики Коми осуществлялось с учетом принципа предметности. По мнению выдающегося ученого-музееведа Б.А. Столярова «музейный предмет (экспонат) – это основа уникальности каждой экспозиции»Именно от правильного подбора и размещения музейных предметов зависит познавательная (когнитивная) ценность будущей экспозиции, а также ее эмоциональная направленность.

В Музее учительства Республики Коми представлены следующие виды экспонатов:

- Документальные (свидетельства об окончании учебных заведений, табели успеваемости, дипломы, дневники, грамоты и др.); 

- Фотографии (фотоснимки педагогов, мастер-классов, образовательных учреждений и др.);

- Средства обучения (учебные пособия, методические пособия, ученические тетради, и др.);

- Учебное оборудование (арифмометр, школьные счеты, диапроектор,  диафильмы, диапозитивы, записи на грампластинках и  ленте, и др.); 

- Школьные и учительские знаковые атрибуты (наградные значки, школьная форма, пионерский галстук и др.).

В Музее можно увидеть фотографии из фондов Национального музея Республики Коми, которые ранее не публиковались и не демонстрировались на экспозициях. Особо ценными являются следующие фотоснимки дореволюционного периода: 

- «Преподаватели и ученицы Усть-Сысольской женской прогимназии» (1910-е г.); «Выпускники Вильгортского земского начального училища с учительницей Забоевой Феоктистой Ивановной» (1910 г.); «Преподаватели Усть-Сысольской женской и мужской гимназий» (1908-1909 гг.); «Преподаватели Воскресной школы, учителя всех усть-сысольских школ» (1904 г.); «Кашина Апполинария Варламовна – первая учительница поселка Нювчим церковно-приходской школы» (1913 г.);  «Учителя двухклассного приходского училища в селе Усть-Цильма» (1910 г.); «Чеусова Анна Николаевна – учительница в земских училищах Усть-Сысольского уезда»  (1915 г.); «Фролов Александр Георгиевич, учитель, краевед, уроженец г. Усть-Сысольска, участник I мировой войны» (1917 г.);  «Гимназисты и преподаватели Усть-Сысольской мужской гимназии в кабинете физики» (1910 г.).

 

Раздел «Научно-методическая концепция.jpeg

Фото «Преподаватели Воскресной школы, учителя всех усть-сысольских школ» (1904 г.)

 

Проектирование Музея учительства было направлено на реализацию принципа доступности и открытости музейных экспозиций. Классический, традиционный музей предполагает «закрытость» музейных экспонатов. Часто в некоторых музеях можно увидеть табличку «Трогать руками запрещено!». В музее учительства Республики Коми, напротив, часть экспонатов можно изучить как зрительно, так и тактильно. Например, детально изучить принцип работы школьного арифмометра или попробовать посчитать, используя школьные счеты.

Доступность музея позволил сделать аудиогид. Рядом с каждой экспозицией размещен QR-код, а также электронная ссылка на аудио текст. Тем самым, можно совершить экскурсию по музею самостоятельно, без экскурсовода.

Музей  учительства Республики Коми можно назвать инновационным, поскольку в нем представлена виртуальная экспозиция. Функциями  виртуального музея является знаково-символическое воссоздание определенных периодов истории образования в Коми крае в конце XIX–XX веке. Историческая реконструкция позволит «перенестись» в прошлое, рассмотреть преемственность развития образования. Современные технологии делают возможным доступ к коллекциям посредством сети Интернет. Виртуальный музей является площадкой коммуникативного взаимодействия посетителя с интерактивной экспозицией по принципу «диалога», музейной коммуникации.

 Положение о Музее учительства Республики Коми